Программа дополнительного образования "Тропинка к школе"

1

2

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1.

Пояснительная записка

На основе опроса родительского сообщества сформирован социальный
заказ родителей (законных представителей) на образовательную услугу –
подготовку детей к обучению в школе. Всем родителям известно, что школа
предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок
дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам
общения, у него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает

как

основа

познавательной

активности,

сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических
функций. Более широкое понимание проблемы подготовки ребенка к школе
предполагает, прежде всего, формирование его активной жизненной позиции,
освоение средств и способов познания окружающего мира.
Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками
универсальных

учебных

действий,

коммуникативными

и

речевыми

компетенциями.
Программа

дополнительного

образования

детей

старшего

дошкольного возраста «Тропинка к школе» - это комплексная система
занятий, упражнений, развивающих игр, диагностических заданий, учебных
материалов. Они направлены на овладение математическими операциями и
мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения,
также

на подготовку

детей к

обучению

обобщения,

а

грамоте в дошкольном

образовательном учреждении — ознакомление со звуковым строением слова,
его

звуковым

анализом,

а

также

на

формирование

правильного

звукопроизношения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к
письму. Игровой материал помогает создать радостную атмосферу. Все
задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их,
дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать
простейший звуковой анализ слова, решать простые арифметические задачи,

3

примеры, уметь сравнивать числа и т. д.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень освоения: стартовый
Адресат программы: воспитанники муниципального дошкольного
образовательного бюджетного учреждения «Детский сад присмотра и
оздоровления № 15 «Аралия» г. Дальнегорска 6 - 7 лет.
Особенности организации образовательного процесса
Срок освоения программы – 1 год.
Объем программы - 64 часа.
Режим занятий: с 03.09.2024г. по 06.05.2025г.
Учебная нагрузка (в неделю) – 2 академических часа.
Продолжительность академического часа – 25-30 минут.
Форма обучения – очная.
Форма деятельности – групповая.
Количество человек в группе от 10 до 20, в соответствии с локальным
нормативным актом - Положением о дополнительном образовании в МДОБУ
«Детский сад №15 «Аралия»
Программа
обучающихся

составлена
и

с

требований

учётом

возрастных

особенностей

СанПиН

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Распределение программного материала соответствует возрастным
особенностям

детей

и

реальным

требованиям,

предъявляемым

к

современному обучению. Потребность в общении, в эмоциональном
поощрении

вынуждает

ребёнка

в

игре

к

целенаправленному,

сосредоточенному запоминанию.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – формирование познавательной готовности детей
старшего дошкольного возраста МДОЬУ «Детский сад № 15 «Аралия» к

4

обучению в школе.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать эмоционально – положительное отношение к школе.
2. Способствовать воспитанию инициативности и самостоятельности.
3. Воспитывать устойчивый интерес к выполнению практических
заданий.
Развивающие
1. Формировать у ребенка предпосылки к учебной деятельности.
2.Развивать

коммуникативные

и

поведенческие

навыки,

познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, общую и
мелкую моторику).
3. Развивать логические формы мышления, приёмы умственной
деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию,
моделирование), творческие способности.
Обучающие:
1. Раскрыть основные направления математического, речевого развития
детей.
2. Закреплять

математические

представления,

способствовать

освоению грамоты.
3. Учить применять полученные знания в разных видах деятельности
(игре, общении).
1.3 Содержание программы
Учебный план

№
п/п

Наименование тем
всего

Количество часов
теория практи
ка

Формы
аттестации
/контроля

5

1

2
3

Звуки и буквы (гласные). Место
звука в слове (начало, середина,
конец), словарные слова, графические
навыки: узоры, буква

8

4

4

Входной
контроль

Числа-цифры от 1 до 10, счет, знаки,
геометрические фигуры

8

4

4

Наблюдение

Звуки и буквы (согласные). Место
звука в слове (начало, середина
,конец),
словарные
слова,
графические навыки: узоры, буква,
чтение слогов
Арифметические задачи, величины

8

4

4

Игра

8

4

4

Игра

Гласные буквы (место буквы в слове,
слоговое
чтение,
графические
навыки)

8

4

4

Наблюдение

Числа (от 10 до 20), математические
задачи, решение примеров
Твердые и мягкие согласные (место
буквы в слове, графические навыки,
предложения, чтение слогов)

8

4

4

Игра

8

4

4

Наблюдение

Объёмные фигуры (распознавание,
измерение фигур линейкой)

8

4

4

Итоговый
контроль

Итого:

64

32

32

4
5

6
7

8

Содержание учебного плана
1. Тема: Звуки и буквы (гласные). Место звука в слове (начало,
середина, конец), словарные слова, графические навыки: узоры, буква
Теория. Место звука и буквы в слове. Звук «А» и буква А.
Графическое изображение звука «А». Звук «О» и буква О. Графическое
изображение звука «О». Звук «У» и буква У. Графическое изображение
звука «У». Звук «Ы, Э» и буква Ы и Э. Графическое изображение звука «Ы»,
«Э».
Практика. Рисование матрешек, написание буквы А в клетке.
Рисование мячей, написание буквы О в клетке. Игра «Схема-слово».
Рисование крючков, написание буквы У. Игра «Соедини правильно».
Написание и чтение слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет»,

6

«Найди звук», «Услышь песенку звука», «Найди предмет по первому звуку»,
«Закрась правильно», «Звуки и буквы»
2. Тема: Числа-цифры от 1 до 10 , счет, знаки, геометрические
фигуры
Теория.
Пространственное

Знаки =, +,-, ≠, ориентировка на листе бумаги.
расположение

предметов,

сравнение

предметов

с

фигурами, ориентировка во времени: части суток. Соотнесение количества
предметов с цифрой, состав числа 5,6,7,8,9,10 треугольник, трапеция,
логическая задача. Соответствие между количеством предметов и цифрой.
Ориентировка во времени: дни недели, ориентировка в пространстве,
положение предмета, логическая задача. Состав числа из 2-х меньших.
Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция.
Практика. Математические

задачи

(условие,

решение,

ответ),

сравнение предметов «Высокие, низкие ёлочки», «Широкие, узкие дорожки»,
«Длинные узкие дорожки» и т.д. Решение логических задач «Дни недели»,
«Времена года», «Найди отличия», «Где спрятался заяц», «Цвета и оттенки» и
т. д., порядковый счет «Кто за кем», «Который по счету самолет?» и т. д.,
штриховка геометрических фигур «Разноцветные треугольники», «Яркие
мячики» и т. д.
3. Тема: Звуки и буквы (согласные). Место звука в слове (начало,
середина, конец), словарные слова, графические навыки: узоры, буква,
чтение слогов
Теория. Звук «Л» и буква Л. Знакомство с ударением, место звука в
слове. Звук «М» и буква М. Слог-слияние согласной и гласной букв. Звук
«Н» и буква Н. Место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв.
Звук «Р» и буква Р. Место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной
букв.
Практика. Графическое изображение звука «Л». Игры «Схема слово», «Раздели правильно», чтение слогов, графические навыки: узоры,
печатание буквы и слогов. Написание буквы М. Графическое изображение

7

звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Написание буквы
Н, чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко»,
«Слово, схема, предмет». Написание буквы Р, знакомство с предложением.
Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги», «Звук
потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква»,
чтение слогов, игровое упражнение «Напиши правильно».
4. Тема Арифметические задачи, величины
Теория. Условие

задачи,

составление

задач.

Ориентировка

в

пространстве, на листе бумаги
Практика. Арифметические задачи, решение примеров, измерение
линейкой, ориентировка в пространстве, на листе бумаги. Ориентировка
во времени, определение времени по часам.
5. Тема Гласные буквы (место буквы в слове, слоговое чтение,
графические навыки)
Теория. Буква Я. Место буквы в слове. Буква Ю. Место буквы в слове.
Буквы Е, Ё. Место буквы в слове. Буква И. Место буквы в слове.
Практика. Написание буквы Я, чтение слогов. Игры «Загадки и
отгадки», «Как зовут девочку». Написание буквы Ю. Чтение слогов, Игры
«Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Написание буквы Е,
Ё, чтение слогов, Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно».
Составление предложения и его графическая запись. Написание буквы И.
Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки»,
«Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово». «Напиши
правильно», «Кто больше», Чтение слогов, составление предложения.
6. Тема Числа (10-20), математические задачи, решение примеров
Теория. Число 11. Цифры от 11 до15. ориентировка

во времени,

определение времени по часам. Число 16. выполнение измерений с помощью
линейки, определение времени по часам, круг, логическая задача. Число 17,
математическая задача, геометрические фигуры. Число 18, дни недели.
Отношения между числами. Числа 19, 20, соотнесение количества предметов

8

с цифрой, геометрические фигуры.
Практика. Символическое

изображение

животных.

Решение

логических задач. Решение примеров, рисование в тетради в клетку.
Символическое изображение кошки. Штриховка, Числа от 11 до 20, овалы.
Рисование символического расположение предметов на листе бумаги,
изображения собачки, штриховка. Решение примеров, счет по образцу и
названному числу, определение времени по часам. Решение логических задач,
времена года и месяцы, ориентировка в пространстве.
7. Тема Твердые и мягкие согласные (место буквы в слове,
графические навыки, предложения, чтение слогов)
Теория. Звуки «Г-ГЬ», «К-КЬ», буквы Г-К. Место буквы в слове,
словарные слова. Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы Д-Т. Место буквы в слове,
словарные слова. Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы В-Ф Место буквы в слове,
словарные слова. Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы 3- С. Место буквы в слове,
словарные слова Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы Б-П. Место буквы в слове,
словарные слова. Звуки «Х-ХЬ», буква X . Место буквы в слове, словарные
слова. Звуки «Ж-Ш» и буквы Ж-Ш. Место буквы в слове, словарные слова.
Звуки «Ч-Щ» и буквы Ч-Щ. Место буквы в слове, словарные слова. Буква Й
Звук «Й» и буква Й. Буква Ц. Звук «Ц» и буква Ц. Буквы Ь, Ъ. Буквы Ь,Ъ,
написание букв Ь, Ъ.
Практика.

Написание букв Г-К. Чтение слогов. Игры «Подскажи

словечко», «Слово, схема». Составление предложения и его графическая
запись, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (игла, луг, Егор).
Написание букв Д-Т.

Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук

потерялся», графические навыки: узор, буква, слоги, слова (крокодил, один,
Дима, Тимур), предложение (Дина уронила дудку, Тимур купил телефон).
Чтение слогов, предложения. Написание букв В-Ф, чтение слогов. Игры
«Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками,
фонетический разбор слов. Написание букв З, С. Чтение слогов. Игры
«Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай»

9

Фонетический разбор слов. Написание букв Б-П, чтение слогов. Игры
«Загадки

и

отгадки»,

«Соедини

правильно»,

«Буквы

рассыпались».

Написание буквы X, чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Закончи
предложение». Написание букв Ж-Ш. Чтение слогов. Игры «Подскажи
словечко», «Предмет, слово, схема». Написание букв Ч-Щ. Чтение слогов,
стихотворения.

Игры

«Подскажи

словечко»,

«Соедини

правильно».

Фонетический разбор слов. Написание буквы Й. Чтение слогов со звуком.
Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Написание буквы Ц.
Чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались». Игры
«Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово». Чтение слов,
стихотворений, фонетический разбор слов.
8

Тема

Объёмные фигуры (распознавание,

измерение фигур

линейкой
Теория. Объемные фигуры. Знаки «+», «-» Состав чисел из двух
меньших. Распознавание объемных фигур. Порядковый, обратный

счет в

пределах 10.
Практика. Математическая загадка, решение логических задач. Решение
арифметической

задачи,

решение

примеров,

измерение

линейкой,

ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку. Решение
арифметической

задачи,

решение

примеров,

измерение

линейкой,

ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку. Решение
логических задач. Решение примеров, знаки +,-,соответствие между цифрой и
количеством предметов. Математические загадки, логические задачи
1.3. Планируемые результаты
Личностные:
1) у обучающегося на занятиях будет проявляться инициативность и
самостоятельность;
2) у обучающихся будут развиты все психические процессы (память,
внимание, речь, воображение)
Метапредметные: обучающийся будет:

10

1) определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью педагога;
2) работать по предложенному педагогом плану;
3) высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом (иллюстрациями) учебного пособия; оценивать результаты своей
работы;
4) находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
5)

сравнивать

и

группировать

различные

объекты

(числа,

геометрические фигуры, предметные картинки);
6) делать выводы в результате совместной работы с педагогом;
слушать и понимать речь других;
7) пользоваться прямой и косвенной речью; строить понятные для
партнера высказывания.
Предметные: обучающийся будет знать:
1) числа первого десятка;
2) независимость числа от величины, пространственного расположения
предметов, направлений счёта;
3) соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
4) геометрические фигуры; различные части речи.
Обучающийся приобретёт умения:
1) решать арифметические задачи и записывать их решение;
2) устанавливать соответствие между количеством предметов, числом
и цифрой;
3) ориентироваться на листке бумаги;
4) самостоятельно формулировать учебные задачи;
5) поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;
6) пользоваться прямой и косвенной речью.

11

РАЗДЕЛ

№2.

ОРГАНИЗАЦИОННО

-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ
2. 1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое

обеспечение:

для

реализации

образовательной программы дополнительного образования используется
кабинет, который оснащен мебелью (регулируемые столы и стулья),
канцелярскими принадлежностями, демонстрационным и раздаточным
материалом. Также имеется телевизор, магнитная доска, ноутбук, МФУ, банк
методических материалов (презентации, конспекты занятий, видео материал).
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

При проведении

занятий основная форма организации - игровая,

которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и, именно,
в игре развиваются творческие способности ребенка, а также познавательная
деятельность взрослого и детей.
При организации работы с обучающимися применяются словесные,
наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия
взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры,
экспериментирование,

моделирование,

занимательные

упражнения,

графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие
внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал
(азбука; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным
изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и
задач; сюжетные картинки для составления рассказов; листы в клетку;
мнемотаблицы; рабочие листы - прописи букв, цифр), средства ИКТ.
Используемая литература
1. Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению
грамоте: Метод. пособие. В.2ч. Ч.1(первый год обучения).- М.: ТЦ Сфера,
2023.-112с.
2. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое

12

пособие к рабочей тетради "Я считаю до десяти". 4-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2019.
- 80 с.
3. Колесникова Е.В. «Прописи для дошкольников 6-7 лет». Рабочая
тетрадь. М.: ТЦ Сфера, 2019.-22с.
4. «Обучалки и развивалки для детей» (электронный ресурс) URL:
https://www.detkiuch.ru/load/fajly/tvorchestvo/15 (дата обращения 15.06.2024г.)
Текст : электронный.
5.

Детский

портал

"Теремок"

(электронный

ресурс)

URL:

http://www.teremoc.ru дата обращения (10.06.2024г.) Текст : электронный.
Нормативно-правовая база:
1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021);
3. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Формы

отслеживания

результатов:

диагностические

и

фиксации

задания,

детские

образовательных
работы

(прописи,

штриховка).
Формы

предъявления

и

демонстрации

образовательных

13

результатов - открытое занятие, игра (дидактическая, деловая). Различные
виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные
программой знания, умения и навыки.
Формы контроля:
 входной (игра);
 текущий (игра, наблюдение);
 промежуточный (беседа, наблюдение, творческие задания);
 итоговый (выполнение практических заданий; педагогическое
наблюдение; выполнение тестовых заданий).
Наблюдение – форма контроля, которая показывает уровень усвоения
нового материала в обучении ребенка в то время, когда он работает или
играет (один или вместе с другими детьми).
Игра – метод проверки теоретических знаний в виде дидактических
игр, викторин, опросов.
2.3 Методические материалы
Используемые методики, методы и технологии:
Наглядные методы (наблюдение, демонстрация наглядных пособий
слайдов видеозаписей)
Словесные методы (беседа)
Игровые методы ( дидактические игры)
Практические (задания, упражнения)
1. Информационно-коммуникационные

технологии.

Занятия

с

использованием экрана телевизора проводятся фрагментарно, при этом
обязательно соблюдаются условия для сбережения здоровья ребенка, т.е.
соблюдение СанПиНов, проводится гимнастики для глаз. Использование
ИКТ проводится на любом этапе изучения темы и на любом этапе занятий:
при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении,
обобщении, в работе по формированию фонематического анализа и

14

восприятия и по развитию связной речи и т.д. При подготовке и проведении
занятий

используются

электронные

ресурсы

учебного

назначения:

презентации, ребусы, кроссворды, развивающие игры и видео.
2. Игровые технологии является

наиболее эффективным методом

подготовки к обучению грамоте детей, а в частности - дидактические игры. С
их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова,
закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его
качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь,
совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь.
3. Мнемотаблицы

- это графическое или частично графическое

изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы и
т.д. Мнемотаблицы служат на занятиях, дидактическим материалом по
развитию связной речи детей и используются для: обогащения словарного
запаса,

при

пересказах

художественной

литературы,

при

обучении

составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок. Используя в
работе мнемотехнику у детей: расширяется круг знаний об окружающем
мире, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории, словарный запас выходит на более высокий уровень.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания
1.

«Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый

задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен
называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
2.

Игры – головоломки.

3.

Загадки.

4.

«Найди отличия».

5.

«Найди два одинаковых предмета».

6.

«Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по

словесной команде. И т. д.
Игры и упражнения для развития памяти

15

1.

«Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить

информацию.
2.

«Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в

течение 15 мин. Рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают;
ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
3.

«Пирамида». Развивать кратковременную механическую память.

Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же
повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их;
затем взрослый называет три слова, ребенок – повторяет и т.д.
Игры и упражнения для развития мышления
1.

«Разложи

картинки».

Учить

учитывать

последовательность

событий.
2.

«Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

3.

«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигурку».

Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
Задания на определение фонематического слуха
Цель: изучение уровня развития фонематического слуха.
Педагог говорит: «Давай с тобой задумаем слово, например, «окно». Я
буду его все время повторять, а потом заменю другим, к примеру,
«табуретка». Как только ты услышишь другое слово – сразу хлоп ладошкой
по столу, вот так (показывает). Этим ты как бы исправишь свою ошибку. А
дальше назовешь то слово, которое я сказала по ошибке. Если же буду
называть только то слово, которое мы выбрали, то когда я закончу, ты
скажешь: «Все правильно». Понятно?»
После удовлетворительного ответа учитель приступает к испытанию.
Первое задание ознакомительно-тренировочное (его результат не
учитывается при выставлении оценки), остальные три задания зачетные.
Ознакомительно-тренировочные задания:
А) рама (14 раз), лама, рама (16 раз);
Б) порог (4), пирог, порог (15);

16

В) рампа (18), лампа, рампа;
Г) коробок (17), колобок, коробок (8);
Д) окрик (14), ослик, окрик (14).
Первое задание (зачетное):
А) коса (16), коза, коса (14);
Б) сон (13), тон, сон (19);
В) рассвет (14), расцвет, рассвет (2);
Г) сытый (15), шитый, сытый (2).
Второе задание:
А) челка (16), щелка, челка;
Б) чадить (3), щадить, чадить (4);
В) чихать (4), тикать, чихать (3);
Г) почесть (4), по шесть, почесть (2).
Третье задание:
А) гора (4), кора, гора (6);
Б) голос (6), колос, голос (8);
В) граб (2), краб, граб (8);
Г) пороги (3), пороки, пороги (3).
Если в том или ином ряду при обычном темпе проговаривания (1 слово
за 1 сек.) ребенок не смог выявить «лишнее» слово или допускал ошибку, то
через 1-2 следующих задания нужно снова вернуться к этому ряду, повторив
его в несколько медленном темпе (1 слово за 1,5 сек.).
Оценка результатов. Высшая оценка (3 балла) выставляется только
при безупречном выполнении всех трех зачетных заданий. При наличии
ошибок оценка за выполнение задания выставляется по тому заданию,
которое выполнено наихудшим образом (т.е. ошибки, допущенные в

17

нескольких заданиях не суммируются). Используется 4-х бальная шкала
оценок.
0 баллов – если хотя бы в одном задании не смог правильно заметить
«лишнее» слово, несмотря на повторное, замедленное предъявление данного
ряда слов.
1 балл

- заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда в

замедленном темпе.
2 балла – заметил «лишнее» слово при обычном темпе, но не хлопнул
вовремя

ладонью

по

столу,

«лишнее»

слово

назвал

лишь

после

прослушивания всего ряда.
3 балла – во всех заданиях с первого предъявленного вовремя хлопнул
ладонью по столу и правильно назвал «лишнее» слово.
Шкала эта применима как в 6, так и в 7 лет, т.к.. сам по себе возраст
мало влияет на развитие данной способности, ее уровень определяется по
следующим единым критериям.
Количество баллов
0
1
2-3

Уровень фонематического слуха
Низкий
Средний
Высокий

Задания на определение сформированности действий логического
мышления
1). Исключение предметов.
Цель: исследование категориального мышления; выявление уровня
обобщения.
Материал: набор карточек, на каждой из которой изображено по 4
предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое,
сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную
ситуацию, не относится к этой категории. Карточки составляются по
следующему принципу: каждый раз изменяется позиция «лишней картинки»

18

используются

«провокации»

:

по

цвету,

форме,

величине,

стилю

изображения.
Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три их них
между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним
не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он

не

подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета».
Оценка результатов:
а) обобщает по существенному признаку, ситуативному (использование
предметов в какой-то ситуации), несущественному (побочному);
б) осознанность мышления определяется по способности мотивировать,
объяснять правильность решения. Дети с 6 лет пользуются отвлеченными
категориями
2) Классификация предметов
Цель: исследование процессов обобщения и абстрагирования.
Материал:

набор

карточек

с

предметными

изображениями,

предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда,
цветы, транспорт, инструменты и т,.д.)
Инструкция:
разложите эти карточки на столе - что к чему подходит (название
групп и их количество не указывается)
Оценка результатов: нормой для детей с 6 –ти лет

является

использование отвлеченных категорий.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя
Количество учебных дней
Возраст детей, лет

32
64
6-7

Продолжительность
учебных периодов

с 03.09.2024 г. по 24.12.2024 г.
с 14.01.202 г. по 06.05.2025 г.

Продолжительность занятия, час

1

19

Режим занятия

2 раза в неделю

Годовая учебная нагрузка, час

64

2.5 План воспитательной работы
№

1
2
3
4
5

6
7
8
9

Наименование мероприятия

Дата

Количес Ответстве
тво
нный
часов
«С днем рождения, любимый город!»
26.09.2024 г.
1
Ворсен
(выразительное чтение стихотворений)
С. И.
Смотр-конкурс «Дидактические игры по
24.10.2024 г.
1
Ворсен
ознакомлению с профессиями».
С. И.
Проведение открытого практического занятия 28.11.2024 г.
1
Ворсен
«Книжкина больница».
С. И.
Создание музейной экспозиции «Музей Деда 24.12.2024 г.
1
Ворсен
Мороза»
С. И.
Проведение игр-тренингов: «Помоги
30.01.2025 г.
1
Ворсен
Незнайке перейти улицу», «На
С. И.
перекрестке», «Правила
дорожного движения!».
Экологическая акция «Кормушка для птиц». 27.02.2025 г.
1
Ворсен
С. И.
Фестиваль «Музеи России» (виртуальные
27.03.2025 г.
1
Ворсен
экскурсии по музеям российских городов).
С. И.
Конкурс чтецов («Речецветик»)
24.04.2025 г.
1
Ворсен
С. И.
Викторина «Будущий первоклассник!
06.05.2025 г.
1
Ворсен
С. И.

Используемая литература:
1. Андриевская З.Н. Уроки для родителей. Как подготовить ребенка к
школе. М.: ТЦ Сфера, 2019.- 98 с.
2. Ахутина Т.В. Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну
Математику: пособие по подготовке детей к школе. М.: Теревинф, Генезис,
2019. – 68 с.
3. Дьяченко О.М. «Дети, в школу собирайтесь», - М.: Мозаика –
Синтез, 2019.-54 с.
4. Технология организации занятий

(электронный ресурс) URL:

https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/1225/1/tehnologiya-organizacii-zanyatiy.pdf
(дата обращения 05.06.2024г.) Текст : электронный.

20

5. Сказочная подготовка к обучению в школе (электронный ресурс)
URL: https://vk.com/wall-184298139_4501(дата обращения 05.06.2024г.) Текст
: электронный.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».