Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка На основе опроса родительского сообщества сформирован социальный заказ родителей (законных представителей) на образовательную услугу – подготовку детей к обучению в школе. Задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. На сегодняшний исследовательская день деятельность особую и популярность приобретает экспериментирование. Главное их достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность. Программа дополнительного образования дошкольного возраста «Юные следопыты» занятий, упражнений, исследований, детей старшего - это комплексная система элементарных экспериментов, развивающих игр, диагностических заданий, учебных материалов. Они направлены на развитие познавательного интереса, мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, овладение обобщения, развитие исследовательских и творческих способностей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Игровой материал помогает создать радостную атмосферу. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся наблюдать, выделять характерные особенности, исследовать и экспериментировать, делать выводы, планировать дальнейшие действия и т. д. Направленность программы: естественно-научная Уровень освоения: стартовый Адресат программы: воспитанники муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления № 15 «Аралия» г. Дальнегорска 5 - 6 лет. Особенности организации образовательного процесса Срок освоения программы – 1 год. Объем программы - 34 часа. Режим занятий: с 03.09.2024г. по 27.05.2025г. Учебная нагрузка (в неделю) – 1 академический час. Продолжительность академического часа – 20-25 минут. Форма обучения – очная. Форма деятельности – групповая. Количество человек в группе от 12 до 24, в соответствии с локальным нормативным актом - Положением о дополнительном образовании в МДОБУ «Детский сад №15 «Аралия» Программа обучающихся составлена и с требований учётом возрастных особенностей СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребёнка в игре сосредоточенному запоминанию. 1.1. Цель и задачи программы к целенаправленному, Цель программы – развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста МДОБУ «Детский сад № 15 «Аралия» через исследовательскую деятельность. Задачи: Воспитательные: 1. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, через исследовательскую деятельность 2. Способствовать воспитанию инициативности и самостоятельности. 3. Воспитывать устойчивый интерес к выполнению практических заданий. Развивающие 1. Формировать у ребенка предпосылки к учебной деятельности. 2. Развивать коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, общую и мелкую моторику). 3. Развивать логические формы мышления, приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, моделирование), творческие способности. Обучающие: 1. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы 2. Расширять через опыты элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов; 3. Учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении). 1.3 Содержание программы Учебный план № Название тем п/п Количество часов Формы аттестации/ Всего Теория Практика контроля 1. Вводное занятие «Юные исследователи» 2 1 1 2. Живая природа 4 2 2 3. Неживая природа 8 4 4 4. Физические явления 8 4 4 5. Материалы и их свойства 8 4 4 6. Человек 2 1 1 7. Итоговое занятие «Юные знатоки» ИТОГО: 2 1 1 34 17 17 Наблюдение, опрос, беседа. Входной контроль Беседа, выполнение практических заданий, экспериментальных заданий, опрос Беседа, выполнение практических заданий, экспериментальных заданий, опрос Беседа, выполнение практических заданий, экспериментальных заданий, опрос Беседа, выполнение практических заданий, экспериментальных заданий, опрос Беседа, выполнение экспериментальных заданий, опрос Итоговый контроль Содержание учебного плана 1. Тема: «Юные лаборанты» Теория. Представление о детской лаборатории. Понятия: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), способ познания эксперимент (опыт). Культура поведения в детской лаборатории. мира – Практика. Знакомство, рассматривание атрибутов для исследований (колбы, лупы, весы, магниты, линейки и т. д.), закрепление понятий и названий. Дидактические игры: «Летает – не летает», «Найди по описанию». 2. Тема: Живая природа: «Земля дает жизнь», «В мире растений», «Важная культура», «Почему осенью листья желтеют». Теория. «Что такое почва?» (рассматривание, свойства почвы, взаимосвязь всего живого на Земле). Представление о знакомых растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы держаться, питаться; стебель, чтобы доставать питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать; для роста и развития нужны почва, влага, свет, тепло). История возникновения картофеля на Руси, основные компоненты в составе картофеля, польза картофеля для человека. Листопад (строение листа, наличие зеленого вещества в листьях). Практика Исследование почвы (мокрая, сухая), посадка растений, картофеля, гербарий из листьев, зарисовка опытов в дневнике наблюдений, опыты: «Цветок расцвел», «Зелёные листья», «На свету и в темноте», «В тепле и в холоде». Игры: «Деревья и червячки», «Соедини правильно», «Схема-слово». 3. Тема Неживая природа: «В гостях у Капельки», «Волшебница – вода», «Откуда берутся облака?», «Невидимка - воздух», «Песчаное путешествие», «Удивительная глина», «В царстве камней», «Легкая пластмасса» Теория. Вода, свойства воды, вещества, которые растворяются в воде. Формирование облаков, дождя. Представление о воздухе. Свойства воздуха (цвет, форма, легкость). Свойства и качества песка, его происхождение, цвет, структура. Свойство глины: пластичность в сравнении с другими материалами. Разнообразие мира камней и их свойства. Пластмасса и ее свойства. Практика. Опыты: «Вода-волшебница»; «Воздух есть в воде». «Тонет – не тонет», «Легкий – тяжелый». «Лепим из песка и глины». Игра - поиск «Где живет воздух?». Игра с песком «Приветствие песка». Игры «Загадки и отгадки», «Назови как можно больше возможных признаков этого предмета», «Кораблики». 4. Тема: Физические явления. «Ветер и его подружка - ветряная вертушка». «Вулкан». «Солнечные зайчики». «Как получить радугу?». Теория. Ветер, его свойства, роль в жизни человека. Природное явление – вулкан, представление о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. Значение света. Источники света природные и искусственные. Представления о свойствах солнечных лучей. Особенности радуги. Практика. Опыты: «Могучий ветер»; «Сделаем вулкан». «Солнечные зайчики», «Найдем цвета радуги». Игра - поиск «Где живет ветер?». Игра «Зеркало и солнце»». Игры «Загадки и отгадки», «Назови как можно больше возможных признаков этого предмета», «Живые тени», «7 цветов радуги», «Игра цветов», «Схема-слово». Творческая деятельность (акварель). 5. Тема: Материалы и их свойства. «Волшебная сила магнита». «Термометр». «Электричество вокруг нас». «Почему горит фонарик?». «Волшебные бутылочки» (звук). «Бумажная Фея». Теория. Знакомство Физическое явление «магнетизм», свойства магнита с термометром (теплопередача, нагревание и охлаждение). Представление об электричестве и электроприборах (польза и опасность). Представление о звуке, понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки. Свойства бумаги (толстая – тонкая, прочная), использование бумаги в жизни человека. Практика. Опыты: «Волшебный магнит», «Учимся измерять температуру», «Почему горит фонарик?», «Такие разные звуки», «На что способна бумага?». Творческая деятельность с бумагой, игры: «Угадай звук», «Найди по описанию», «Волшебный мешочек», «Тепло-холодно», «Схема-слово». 6. Тема: Человек. «Невероятное путешествие по организму» «В стране органов чувств». Секреты «Кока-колы». Теория. Представление о человеческом теле, знакомство с органами чувств, их значением для человека. Представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека. Формирование привычки ЗОЖ. Практика. Игры «Части тела», «Назови действие», «Волшебный мешочек», творческая деятельность «Рисуем человека» Опыты «Свойства Кока-колы». 7. Тема: «Юные знатоки» Викторина «Знайка» (вопросы – ответы, дидактические игры, итоговые задания). Теория Дидактические игры «Найди по описанию», «Выбери бумагу», «Где лучше цветочку», «Что засоряет воду». Практика. Творческая деятельность «Условия для растения», «Цвета радуги», «Какой свет?», «Можно-нельзя», «Найди по описанию», «Волшебный мешочек». 1.4 Планируемые результаты Личностные - обучающегося на занятиях будет проявляться инициативность и самостоятельность; - обучающихся будут развиты все психические процессы (память, внимание, речь, воображение) Метапредметные Обучающийся будет: - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога; - работать по предложенному педагогом плану; - высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия; оценивать результаты своей работы; - находить ответы на вопросы в иллюстрациях; - сравнивать и группировать различные объекты (предметные картинки); - делать выводы в результате совместной работы с педагогом; слушать и понимать речь других; - пользоваться прямой и косвенной речью; строить понятные для партнера высказывания. Предметные Обучающийся будет знать: - элементарные сведения о мироздании, связь между человеком и природой, назначении природы для человека, о живой и неживой природе; - основы безопасности жизнедеятельности в природном окружении; Обучающийся приобретёт умения: - различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе; - вести наблюдения под руководством педагога; - проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога; - анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. РАЗДЕЛ №2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1 Условия реализации программы 1. Материально-техническое обеспечение: для реализации образовательной программы дополнительного образования используется кабинет, который оснащен мебелью (регулируемые столы и стулья), канцелярскими принадлежностями, демонстрационным и раздаточным материалом. Также имеется телевизор, магнитная доска, ноутбук, МФУ, банк методических материалов (презентации, конспекты занятий, видео материал). Учебно-методическое и информационное обеспечение: При проведении занятий основная форма организации - игровая, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и, именно, в игре развиваются творческие способности ребенка, а также познавательная деятельность взрослого и детей. При организации работы с обучающимися применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал и пособия для детского экспериментирования: Приборы - помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, часы, термометры, линейки. Разнообразные материалы: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы; Природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена, спилы деревьев; Технический материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики; Утилизированный материал: проволока, кусочки меха и кожи, ткани, кора дерева, пробки и т.д. Красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши; Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи; Коллекции (наборы) • Виды тканей • Бумага • Камни • Ракушки • Гербарий • Виды круп • Шишки • Почва. Глина. Камни. • Природный материал (листья, ветки, семена и т.д.) • Пуговицы Дополнительное оборудование: -специальная одежда (халаты, фартуки); -контейнеры для сыпучих и мелких предметов. Используемая литература 1. Дмитреева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. Пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). 2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.:ТЦ Сера, 2020. – 192 с. (Ребенок мире поиска) 3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»). 4. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТТВО-ПРЕСС», 2017. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»). 5. Детский портал «Обученок» (развивает обучает всех мальчишек и девчонок) https://obuchonok.ru/ (дата обращения 14.07.2024г.) Текст: электронный. 6. Детский портал «melkie.net» 14.07.2024г.) Текст: электронный. Нормативно-правовая база: https://melkie.net/ (дата обращения Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года; Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021); Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” 2.2 Оценочные материалы и формы аттестации В процессе реализации программы используются формы контроля (индивидуальные и групповые) и методы (беседа, тестовые задания, практическая работа). В ходе реализации программы используется 4 вида контроля: 1. Входной (игра); 2. Текущая (игра, наблюдение); 3. Промежуточный (беседа, наблюдение, творческие задания); 4. Итоговый (выполнение практических заданий; педагогическое наблюдение; выполнение тестовых заданий). Наблюдение – форма контроля, которая показывает уровень усвоения нового материала в обучении ребенка в то время, когда он работает или играет (один или вместе с другими детьми). Игра – метод проверки теоретических знаний в виде дидактических игр, викторин, опросов. Текущий программы. контроль осуществляется при освоении разделов Промежуточный контроль проводится в середине учебного года. Итоговый контроль проводится по результатам освоения программы с использованием тестовых заданий. По результатам тестовых заданий выявляется степень усвоения данной программы. 2.3 Методические материалы Используемые методики, методы и технологии: Наглядные методы (наблюдение за объектом, демонстрация наглядных пособий, слайдов, видеозаписей, просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов) Словесные методы (эвристические беседы, дискуссии, постановка и решение вопросов проблемного характера, использование художественного слова) Игровые методы (дидактические игры, игровые ситуации) Практические (задания, упражнения, проекты, моделирование: создание моделей об изменениях в живой и неживой природе, проведение опытов и экспериментов, фиксирование результатов., мнемотехника) Эвристический метод проводится в форме эвристических бесед, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них. Беседы, направленные на поиск решения, составляет 10–15 минут. Наблюдение. Проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе. Организованное восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников. Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), дошкольники приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Постепенно подводя к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научноисследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Технологии: Информационно-коммуникационные технологии. Занятия с использованием экрана телевизора проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов, проводится гимнастики для глаз. Использование ИКТ проводится на любом этапе изучения темы и на любом этапе занятий: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, обобщении, в работе по формированию представлений о предметах, их свойствах, проведении опытов, яркости восприятия действий. При подготовке и проведении занятий используются электронные ресурсы учебного назначения: слайдовые презентации, развивающие игры и видео. Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника. Игровые технологии является наиболее эффективным методом, и в частности - дидактические игры. С их помощью у детей формируется навыки определять качественные характеристики предметов, развиваются все психические процессы, связная речь и т. д.. Мнемотехника - это графическое или частично графическое изображение предметов, явлений природы и т.д. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом и используются для: обогащения словарного запаса, при загадывании обучении загадок. составлению Используя в рассказов, работе при отгадывании мнемотехнику у и детей: расширяется круг знаний об окружающем мире, появляется желание пересказывать тексты, способствует воспроизведению в памяти наблюдений, опытов, экспериментов, характеристик предметов. 3. Формы проведения итогов реализации программы Мониторинг уровня умений дошкольников проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного индивидуального подходов, учета личностных особенностей. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. Обследование уровня развития познавательно - исследовательской активности проводится по методике Поздняк Л. В. «Показатели уровня развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности детей». Обследование проводится два раза в год (сентябрь, май) по следующим показателям: - Интеллектуальная инициативность. - Настойчивость. - Познавательный интерес. При обследовании детей по данной методике, используется метод наблюдения за результатами деятельности детей, за предпочтенными детьми материалами в процессе экспериментирования, за умением анализировать объект или явление. Обследование проводиться в три этапа. Затем педагог фиксирует уровень развития показателями: высокий, средний, низкий по всей группе. (Согласно приложению «Показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью» - автор Прохорова Л.Н.). Результаты оформляются в таблицу. Учебный год 2024-2025 Уровень Начальный период Конечный период (май) (сентябрь) Высокий Средний Низкий Всего обследовано детей 1 этап: Методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова) Цель: Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: - игровая - чтение книг - изобразительная - детское экспериментирование - труд в уголке природы - конструирование из разных материалов. Ребенку предлагается сделать выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй выбор - 2 балла, за третий - 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу: Вид деятельности 1. Игровая 2. Чтение книг 3. Изо деятельность 4.Детское экспериментирование 5. Труд в Уголке природы 6. Конструирование Н.г. К.г. 2 этап: Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова) Цель: Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка. Детям предлагается экспериментирования с схематическое различными изображение материалами и Уголка предметами (в соответствии с требованиями программы). Ребенку предлагается осуществить 3 выбора: «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй –2 балла, за третий -1 бал. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляют в таблицу: 1. 3 этап: Дидактическая проективная методика «Сахар» лупа, микроскоп материал (крупы, масло, сироп) глобус и энциклопедии коллекции природный материал магнит растительный мир песок, глина Пробирки, воронки, пипетки, шприцы, вода Оборудование (материалы) из уголка экспериментирования Фамилия, имя ребенка № Цель: выявить умение детей анализировать объект или явление, выделить существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты (предоставления о свойствах веществ растворяться в воде и изменять ее вкусовые качества), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы. Детям предлагается следующая ситуация: «Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?» Вопросы: -Кто взял сахар? -Куда делся сахар? Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить (был ли сахар)?». Проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты 1. Задания на определение сформированности действий логического мышления 1). Исключение предметов. Нет ответа Способ проверки Количе ственн ый анализ ответов % Правильный ответ Отсутствие ответа ошибкой Правильный ответ без аргументаци и Ответ с Полный ответ с аргументацие й Фамилия, имя ребенка № Качеств енный анализ ответов экспресс диагностики фиксируются в таблице: Цель: исследование категориального мышления; выявление уровня обобщения. Материал: набор карточек, на каждой из которой изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу: каждый раз изменяется позиция «лишней картинки» используются «провокации»: по цвету, форме, величине, стилю изображения. Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три их них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета». Оценка результатов: а) обобщает по существенному признаку, ситуативному (использование предметов в какой-то ситуации), несущественному (побочному); б) осознанность мышления определяется по способности мотивировать, объяснять правильность решения. 2) Классификация предметов Цель: исследование процессов обобщения и абстрагирования. Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, цветы, транспорт, инструменты и т,.д.) Инструкция: разложите эти карточки на столе - что к чему подходит (название групп и их количество не указывается) Оценка результатов: нормой для детей с 6 –ти лет использование отвлеченных категорий. 4 Календарный учебный график Этапы образовательного процесса 1 год является Продолжительность 34 учебного года, неделя Количество учебных дней 34 Возраст детей, лет 5-6 Продолжительность 03.09.2024 учебных периодов 27.05.2025 Продолжительность занятия, час 1 Режим занятия 1 раз в неделю Годовая учебная нагрузка, час 34 5 План воспитательной работы № 1 Мероприятия Акция «Поздравим дошкольных работников» период Сентябрь 2 Смотр-конкурс поделок из бросового материала «Классные штучки из мусорной кучки». Проведение открытого практического занятия «Реки и водоемы в опасности». Создание музейной экспозиции «Музей Деда Мороза» Октябрь Проведение игр-тренингов: -«Попробуем бросать предметы» , «Весы», «Снег-лед», «Водяное колесо» Экологическая акция «Кормушка для птиц». Январь 3 4 5 6 7 8 9 Фестиваль «Музеи России» (виртуальные экскурсии по музеям российских городов). Творческая мастерская «Неизведанный космос» Проведение открытого практического занятия «Волшебные превращения» Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель Май Используемая литература: 1. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: ЛинкаПресс, 2019. – 72с. 2. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2020. 64с. 3. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 64с.10. Технология организации занятий (электронный ресурс) URL: https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/1225/1/tehnologiya-organizacii-zanyatiy.pdf (дата обращения 25.07.2024г.) Текст : электронный. https://nsportal.ru/Картотека «Опытно–исследовательская деятельность» (дата обращения 25.07.2024г.) Текст : электронный.