Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Содержание работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья(Раздел II ООП МДОБУ "Детский сад № 15 "Аралия" п. 2.4.)

Общий объем образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее дети с ОВЗ) рассчитывается с учетом направленности ООП в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.

Задачами деятельности учреждения с детьми с ОВЗ являются:

– развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

– формирование предпосылок учебной деятельности;

– сохранение и укрепление здоровья;

– коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

– создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;

– формирование у детей общей культуры.

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, на основе заключений территориальной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ТПМП) и (или) индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (далее ИПРА).

Организация образовательного процесса с детьми с ОВЗ предполагает соблюдение следующих позиций:

1) регламент проведения и содержание занятий с ребенком с ОВЗ специалистами дошкольной образовательной организации, воспитателями;

2) регламент и содержание работы тьютора (при необходимости);

3) регламент и содержание работы психолого-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации (далее ППк).

В группах, которые посещают дети с ОВЗ, существуют две программы. Для ребенка с ОВЗ на базе основной образовательной программы дошкольного образования разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа (инклюзивное образование, далее - АОП) с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию. Остальные дети группы обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования.

При составлении АОП необходимо ориентироваться:

– на формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;

– на создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

– на личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку результатов действия, осмысление результатов.

С момента начала посещения группы (продолжения посещения после летнего периода) осуществляется педагогическая диагностика ребенка с ОВЗ. Результаты проведенного обследования развития ребенка используются для составления АОП, выстраиваемой на основе основной образовательной программы группы путем применения адекватных способов индивидуализации и создания специальных условий ее реализации.

В АОП определяется специфическое для ребенка с ОВЗ соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства, содержание работы тьютора (при необходимости). АОП обсуждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка. В ее структуру, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести недостатков, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с ОВЗ и т. д.

Реализация АОП ребенка с ОВЗ строится с учетом:

– особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;

– особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками организации;

– вариативности и технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с ОВЗ к включению;

– критериев готовности ребенка с ОВЗ к продвижению по этапам инклюзивного процесса;

– организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.

Координация реализации программ образования осуществляется на заседаниях ППк дошкольной образовательной организации с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательных программ.

Организация работы психолого-педагогической комиссии.

Работа ППк организуется в учреждении с целью создания и реализации специальных образовательных условий (далее СОУ) для детей с ограниченными возможностями здоровья, разработки и реализации программы индивидуального психолого – педагогического сопровождения и (или) АОП в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении в соответствии с рекомендациями ТПМПК и (или) ИПРА.

В своей деятельности ППк руководствуется: Конвенцией о правах ребенка,

Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Инструктивным письмом Минобразования Российской Федерации от 27.03.2000 г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», Уставом учреждения, договором между Учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника, Положением о ППк.

Задачами деятельности ППк являются:

а) выявление детей, нуждающихся в создании СОУ, в том числе, оценка их резервных возможностей развития и рекомендации родителям (законным представителям) по направлению их на ТПМПК для определения СОУ, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого – медико – педагогической помощи, в том числе, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

б) создание и реализация СОУ, рекомендованных ТПМПК и ИПРА, для получения образования;

в) разработка и реализация специалистами ППк плана реализации рекомендаций ТПМПК и ИПРА;

г) разработка и реализация специалистами ППк программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения как компонента АОП, рекомендованной ТПМПК и (или) плана реализации рекомендаций ИПРА;

д) оценка эффективности реализации программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения, АОП, в том числе психолого – педагогической коррекции особенностей развития и социальной адаптации ребенка с ОВЗ в образовательной среде;

е) изменение, при необходимости, компонентов программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения, коррекция необходимых СОУ в соответствии с образовательными достижениями и особенностями психического развития ребенка с ОВЗ;

е) подготовка рекомендаций по необходимости изменения СОУ и индивидуальной программы сопровождения в соответствии с изменившимся состоянием ребенка и характером овладения АОП, рекомендаций родителям (законным представителям) по повторному прохождению ТПМПК;

ж) подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных компетенций, эффективность коррекционно – педагогической деятельности;

з) консультативная и просветительская работа с родителями (законными представителями), педагогическими работниками учреждения по вопросам особенностей психического развития и образования ребёнка с ОВЗ, характером его социальной адаптации к образовательной среде;

и) координация деятельности по психолого – педагогическому сопровождению детей с ОВЗ с другими образовательными и иными учреждениями, осуществляющими сопровождение и психолого – педагогическую помощь детей с ОВЗ, получающих образование в данном учреждении;

к) организационно – методическая поддержка педагогических работников учреждения в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей с ОВЗ.

Основные принципы деятельности ППк:

Принцип семейной центрированности – специалисты ППк взаимодействуют не только с ребёнком, но и с семьёй (людьми из его ближайшего окружения);

Принцип партнерства - деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй;

Принцип междисциплинарного взаимодействия – работа с клиентами осуществляется специалистами разных областей знаний о ребёнке и семье, действующими в рамках технологии профессионального взаимодействия; Хочу такой сайт

Принцип добровольности – родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ППк и включении их семьи в программу обслуживания;

Принцип открытости – ППк отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием;

Принцип конфиденциальности – информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ППк, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи;

Принцип уважения личности ребёнка – специалисты ППк принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития;

Принцип уважения к личности родителя – уважая личность родителя, специалисты ППк принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания;

Принцип ответственности – специалисты ППк ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка;

Принцип информированного согласия – добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ППк даёт родителям (законным представителям) достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.

Функциями ППк являются:

диагностическая – распознавание характера отклонений в поведении или учении; изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе; выделение доминанты нравственного развития; определения потенциальных возможностей и способностей воспитанников;

воспитательная – разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда воспитательно-педагогических мер, рекомендуемых воспитателю, родителям, педагогам, специалистам, самому ребенку; непосредственное воспитательное воздействие на личность ребенка в ходе взаимодействия с ним;

реабилитирующая – защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или воспитательно-образовательные условия.

Основные области деятельности специалистов ППк

Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка, имеющего статус ОВЗ, ребенок-инвалид, в соответствии с разработанной АОП, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций специалистов ТПМПК.

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе: председатель и секретарь ППк, ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ППк, перспективное планирование деятельности ППк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации работы по созданию СОУ, исполнению АОП, рекомендаций ИПРА, ТПМПК, анализ эффективности.

Специалисты ППк выявляют детей с нарушениями в развитии и при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) могут направить ребенка на углубленное обследование специалистами ТПМПК. Обследование ребенка специалистами ТПМПК может осуществляться по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников.

Коллегиальное заключение ТПМПК содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендации по индивидуальному сопровождению ребенка. На основе заключения ТПМПК и (или) рекомендаций ИПРА специалистами ППк, воспитателями при участии родителей на ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут и (или) АОП. Индивидуальные образовательные маршруты и (или) АОП реализуются только с согласия родителей. При отсутствии в МДОБУ условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка и СОУ, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ППк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в ТПМПК.

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575960 Директор/Заведующий Мариенко Лариса Алексеевна Дата подписания документа 17.01.2023 07:46:01 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Специально оборудованных учебных кабинетов в дошкольном учреждении - не имеется.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Отдельных объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не имеется.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Воспитанники детского сада, в том числе дети - инвалиды и дети с ОВЗ имеют свободный доступ к библиотечному фонду в каждой возрастной группе.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ имеется физкультурный и музыкальный залы, оснащенные необходимым оборудованием и пособиями для организации совместной деятельности педагогов с воспитанниками, в том числе с детьми с ОВЗ, с детьми – инвалидами по физическому и художественно – эстетическому направлению.

В залах есть все необходимое для активной двигательной деятельности, организации физкультурных занятий и физкультурно – оздоровительных мероприятий.

На прогулочных участках дошкольного учреждения имеется спортивное и игровое оборудование для здоровьесберегающей деятельности на свежем воздухе.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В группах создана предметно-развивающая среда с учетом возрастных особенностей детей, которая обеспечивает здоровьесберегающую, игровую, познавательную, исследовательскую, коммуникативную, творческую деятельность.

При необходимости развивающая среда ДОУ обновляется современным игровым оборудованием с учетом потребностей детей с ОВЗ, детей – инвалидов.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание дошкольного учреждения - имеется кнопка вызова.

Специальные условия питания

Воспитанники ДОУ обеспечены горячим питанием в соответствии с утвержденным 20-дневным меню.

Для детей, нуждающиеся в диетическом питании, используется специализированное меню.

Дети - инвалиды обеспечены бесплатным горячим питанием.

Специальные условия охраны здоровья

Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:

разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы дошкольного образования с учётом рекомендаций ИПРА, ТПМПК и медицинских показаний;

при создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида;

обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;

— чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;

— повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса;

корректировка времени для выполнения заданий;

снижение темповых нагрузок;

стимулирующая помощь взрослого;

чередование видов деятельности;

снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий;

— условия для двигательной активности ребенка (центр группы всегда остается свободным);

— подбор специального дидактического материала;

— использование здоровьесберегающих практик в работе с детьми ОВЗ и инвалидами.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

На сайте ДОУ имеется версия для слабовидящих.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Самостоятельный доступ воспитанников к сети Интернет, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья исключён.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Для организации совместной и самостоятельной деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно – исследовательской и пр.) воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ имеется коррекционное оборудование: мягкие модули, мягкие маты, массажные мячи, набивные мячи, «дорожки здоровья», большое количество дидактических игр для развития мелкой моторики т. п.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат отсутствуют.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие и интернат отсутствуют.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».