Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Содержание работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья(Раздел II ООП МДОБУ "Детский сад № 15
"Аралия" п. 2.4.)
Общий объем образовательной программы
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее дети
с ОВЗ) рассчитывается с учетом направленности ООП в соответствии с возрастом
воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного
образования и включает время, отведенное на образовательную деятельность,
осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности
(игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной и др.) с квалифицированной коррекцией недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей; образовательную деятельность с
квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную
деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации
образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.
Задачами деятельности учреждения с
детьми с ОВЗ являются:
– развитие физических, интеллектуальных,
нравственных, эстетических и личностных качеств;
– формирование предпосылок учебной
деятельности;
– сохранение и укрепление здоровья;
– коррекция недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей;
– создание современной развивающей
предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с ОВЗ, так и для нормально
развивающихся детей, их родителей (законных представителей) и педагогического
коллектива;
– формирование у детей общей культуры.
Коррекционно-развивающая работа строится
с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, на основе заключений
территориальной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ТПМП) и
(или) индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (далее ИПРА).
Организация образовательного процесса с
детьми с ОВЗ предполагает соблюдение следующих позиций:
1) регламент проведения и содержание
занятий с ребенком с ОВЗ специалистами дошкольной образовательной организации,
воспитателями;
2) регламент и содержание работы тьютора
(при необходимости);
3) регламент и содержание работы
психолого-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации
(далее ППк).
В группах, которые посещают дети с ОВЗ,
существуют две программы. Для ребенка с
ОВЗ на базе основной образовательной программы дошкольного образования разрабатывается
и реализуется адаптированная образовательная программа (инклюзивное образование,
далее - АОП) с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию. Остальные дети группы
обучаются по основной образовательной программе
дошкольного образования.
При составлении АОП необходимо
ориентироваться:
– на формирование личности ребенка с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов обучения и воспитания;
– на создание оптимальных условий
совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов,
организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов,
учителей-дефектологов;
– на личностно-ориентированный подход к
организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование
ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата
действия, планирование, реализацию программы действий, оценку результатов
действия, осмысление результатов.
С момента начала посещения группы
(продолжения посещения после летнего периода) осуществляется педагогическая
диагностика ребенка с ОВЗ. Результаты проведенного обследования развития
ребенка используются для составления АОП, выстраиваемой на основе основной
образовательной программы группы путем применения адекватных способов
индивидуализации и создания специальных условий ее реализации.
В АОП определяется специфическое для
ребенка с ОВЗ соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный
объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии,
учебно-методические материалы и технические средства, содержание работы тьютора
(при необходимости). АОП обсуждается и реализуется с участием родителей
(законных представителей) ребенка. В ее структуру, в зависимости от
психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести недостатков,
интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических
рекомендаций по проведению занятий с детьми с ОВЗ и т. д.
Реализация АОП ребенка с ОВЗ строится с
учетом:
– особенностей и содержания
взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе
включения;
– особенностей и содержания
взаимодействия между сотрудниками организации;
– вариативности и технологий выбора форм
и методов подготовки ребенка с ОВЗ к включению;
– критериев готовности ребенка с ОВЗ к
продвижению по этапам инклюзивного процесса;
– организации условий для максимального
развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.
Координация реализации программ
образования осуществляется на заседаниях ППк дошкольной образовательной
организации с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в
реализации образовательных программ.
Организация
работы психолого-педагогической комиссии.
Работа
ППк организуется в учреждении с целью создания и реализации специальных
образовательных условий (далее СОУ) для детей с ограниченными возможностями
здоровья, разработки и реализации программы индивидуального психолого –
педагогического сопровождения и (или) АОП в рамках обучения и воспитания детей
с ОВЗ в образовательном учреждении в соответствии с рекомендациями ТПМПК и
(или) ИПРА.
В своей деятельности ППк
руководствуется: Конвенцией о правах ребенка,
Федеральным законом Российской Федерации
от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Инструктивным
письмом Минобразования Российской Федерации от 27.03.2000 г. №27/901-6 «О
психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»,
Уставом учреждения, договором между Учреждением и родителями (законными
представителями) воспитанника, Положением о ППк.
Задачами деятельности ППк являются:
а) выявление детей, нуждающихся в
создании СОУ, в том числе, оценка их резервных возможностей развития и
рекомендации родителям (законным представителям) по направлению их на ТПМПК для
определения СОУ, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм
и методов психолого – медико – педагогической помощи, в том числе, коррекции
нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических
подходов;
б) создание и реализация СОУ,
рекомендованных ТПМПК и ИПРА, для получения образования;
в) разработка и реализация специалистами
ППк плана реализации рекомендаций ТПМПК и ИПРА;
г) разработка и реализация специалистами
ППк программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения как
компонента АОП, рекомендованной ТПМПК и (или) плана реализации рекомендаций
ИПРА;
д) оценка эффективности реализации
программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения, АОП, в том
числе психолого – педагогической коррекции особенностей развития и социальной
адаптации ребенка с ОВЗ в образовательной среде;
е) изменение, при необходимости,
компонентов программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения,
коррекция необходимых СОУ в соответствии
с образовательными достижениями и особенностями психического развития
ребенка с ОВЗ;
е) подготовка рекомендаций по
необходимости изменения СОУ и индивидуальной программы сопровождения в
соответствии с изменившимся состоянием ребенка и характером овладения АОП,
рекомендаций родителям (законным представителям) по повторному прохождению ТПМПК;
ж) подготовка и ведение документации,
отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень
достигнутых образовательных компетенций, эффективность коррекционно –
педагогической деятельности;
з) консультативная и просветительская
работа с родителями (законными представителями), педагогическими работниками
учреждения по вопросам особенностей психического развития и образования ребёнка
с ОВЗ, характером его социальной адаптации к образовательной среде;
и) координация деятельности по психолого
– педагогическому сопровождению детей с ОВЗ с другими образовательными и иными
учреждениями, осуществляющими сопровождение и психолого – педагогическую помощь
детей с ОВЗ, получающих образование в данном учреждении;
к) организационно – методическая
поддержка педагогических работников учреждения в отношении образования и
социальной адаптации сопровождаемых детей с ОВЗ.
Основные принципы деятельности ППк:
Принцип семейной центрированности – специалисты ППк взаимодействуют
не только с ребёнком, но и с семьёй (людьми из его ближайшего окружения);
Принцип
партнерства - деятельность специалистов направлена
на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй;
Принцип
междисциплинарного взаимодействия – работа с клиентами осуществляется
специалистами разных областей знаний о ребёнке и семье, действующими в рамках
технологии профессионального взаимодействия;
Принцип
добровольности – родители самостоятельно принимают
решение об обращении в систему ППк и включении их семьи в программу обслуживания;
Принцип
открытости – ППк отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих
интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием;
Принцип
конфиденциальности – информация о ребёнке и семье,
доступная специалистам ППк, не подлежит разглашению или передаче без согласия
семьи;
Принцип
уважения личности ребёнка – специалисты ППк принимают ребёнка
как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития;
Принцип
уважения к личности родителя – уважая личность
родителя, специалисты ППк принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт,
решения и ожидания;
Принцип
ответственности – специалисты ППк ответственны за
принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка;
Принцип
информированного согласия – добиваясь согласия на участие в обследовании
и помощи, ППк даёт родителям (законным представителям) достаточно доступную для
понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.
Функциями
ППк являются:
диагностическая
–
распознавание характера отклонений в поведении или учении; изучение социальной
ситуации развития, положения в коллективе; выделение доминанты нравственного
развития; определения потенциальных возможностей и способностей воспитанников;
воспитательная
– разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда воспитательно-педагогических
мер, рекомендуемых воспитателю, родителям, педагогам, специалистам, самому
ребенку; непосредственное воспитательное воздействие на личность ребенка в ходе
взаимодействия с ним;
реабилитирующая
– защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или
воспитательно-образовательные условия.
Основные
области деятельности специалистов ППк
Воспитатель:
определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка, имеющего статус
ОВЗ, ребенок-инвалид, в соответствии с разработанной АОП, особенностей
коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной
деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация
рекомендаций специалистов ТПМПК.
Заместитель
заведующего по воспитательной и методической работе:
председатель и секретарь ППк, ведение текущей документации, подготовка и
проведение заседаний ППк, перспективное планирование деятельности ППк,
координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации
работы по созданию СОУ, исполнению АОП, рекомендаций ИПРА, ТПМПК, анализ
эффективности.
Специалисты ППк выявляют детей с
нарушениями в развитии и при наличии показаний и с согласия родителей (законных
представителей) могут направить ребенка на углубленное обследование
специалистами ТПМПК. Обследование ребенка специалистами ТПМПК может
осуществляться по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников
ДОУ с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между
ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников.
Коллегиальное заключение ТПМПК содержит
обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и
рекомендации по индивидуальному сопровождению ребенка. На основе заключения
ТПМПК и (или) рекомендаций ИПРА специалистами ППк, воспитателями при участии
родителей на ребенка разрабатывается индивидуальный
образовательный маршрут и (или) АОП. Индивидуальные образовательные маршруты и
(или) АОП реализуются только с согласия родителей. При отсутствии в МДОБУ условий, адекватных индивидуальным
особенностям ребенка и СОУ, а также при необходимости углубленной диагностики
и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ППк рекомендуют
родителям (законным представителям) обратиться в ТПМПК.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованных учебных кабинетов в дошкольном учреждении - не имеется.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельных объектов для
проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья - не имеется.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ
имеется физкультурный и музыкальный залы, оснащенные необходимым оборудованием
и пособиями для организации совместной деятельности педагогов с воспитанниками,
в том числе с детьми с ОВЗ, с детьми – инвалидами по физическому и
художественно – эстетическому направлению.
В залах есть
все необходимое для активной двигательной деятельности, организации
физкультурных занятий и физкультурно – оздоровительных мероприятий.
На прогулочных участках
дошкольного учреждения имеется спортивное и игровое оборудование для
здоровьесберегающей деятельности на свежем воздухе.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В группах
создана предметно-развивающая среда с учетом возрастных особенностей
детей, которая обеспечивает здоровьесберегающую, игровую, познавательную,
исследовательскую, коммуникативную, творческую деятельность.
При
необходимости развивающая среда ДОУ обновляется современным игровым
оборудованием с учетом потребностей детей с ОВЗ, детей – инвалидов.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Специальные условия питания
Воспитанники ДОУ обеспечены горячим питанием в
соответствии с утвержденным 20-дневным меню.
Для
детей, нуждающиеся в диетическом питании, используется специализированное меню.
Дети -
инвалиды обеспечены бесплатным горячим питанием.
Специальные условия охраны здоровья
Созданы специальные педагогические условия для
образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:
—разработаны
и реализуются адаптированные образовательные программы дошкольного образования
с учётом рекомендаций ИПРА, ТПМПК и медицинских показаний;
—при
создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические
особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида;
—обеспечение
щадящего режима при организации образовательного процесса;
— чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;
— повторение и упрощение инструкций во время
образовательного процесса;
—корректировка
времени для выполнения заданий;
—снижение
темповых нагрузок;
—стимулирующая
помощь взрослого;
—чередование
видов деятельности;
—снижение
нагрузок при проведении физкультурных занятий;
— условия для двигательной активности ребенка (центр
группы всегда остается свободным);
— подбор специального дидактического материала;
— использование здоровьесберегающих практик в работе с
детьми ОВЗ и инвалидами.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На сайте ДОУ имеется
версия для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Самостоятельный
доступ воспитанников к сети Интернет, в том числе инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья исключён.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для организации
совместной и самостоятельной деятельности (игровой, двигательной,
коммуникативной, познавательно – исследовательской и пр.) воспитанников, в том
числе инвалидов и лиц с ОВЗ имеется коррекционное оборудование: мягкие модули,
мягкие маты, массажные мячи, набивные мячи, «дорожки здоровья», большое
количество дидактических игр для развития мелкой моторики т. п.